12 июля 2021

Счетная палата отметила ключевую роль ЭТП в обеспечении коммуникаций заказчиков с поставщиками

Согласно отчету Счетной палаты РФ по "Мониторингу развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 год", электронные площадки играют ключевую роль в обеспечении коммуникации заказчиков с поставщиками, а дополнительные сервисы, внедряемые ЭТП, позволяют существенно снижать уровень несостоявшихся процедур и обеспечивать дополнительную экономию для заказчиков на закупке. Тем не менее предоставление таких сервисов создает неравные условия в закупках и требует дальнейшего изучения вопросов взаимодействия операторов ЭТП и участников закупок.

По данным отчета СП РФ объем государственных и корпоративных закупок в 2020 году составил 27% ВВП, что в целом соответствует среднему значению, сложившемуся в предыдущий период с 2014 год по 2019 год.  В 2020 году объем контрактов, заключенных с единственным поставщиком, в том числе по результатам несостоявшихся закупок, составил 74,1%.

Внедрение новых сервисов, таких как рекомендательные системы для поставщиков, калькулятор НМЦК, календарь заказчика, интеллектуальный поиск с гибкими настройками и другими инструментами, позволяют существенно снижать уровень несостоявшихся процедур, уменьшить количество ошибок и обеспечивать дополнительную экономию для заказчиков на закупке. Согласно расчетам, рост доли состоявшихся закупок только на 1 % потенциально может дать дополнительную экономию порядка 4,2 млрд рублей.  

«Цифровые сервисы, создаваемые и предоставляемые рынку площадками, – один из важнейших инструментов повышения эффективности закупочной деятельности госзаказчиков, а также компаний с госучастием, - комментирует генеральный директор федеральной электронной площадки АО «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин. – Дополнительные сервисы, по сути, являются основным бизнес-инструментом развития здоровой конкуренции между площадками и позволяют в честной конкурентной борьбе задействовать механизм перераспределения закупок на рынке. Например, только за первое полугодие 2020 года на ТЭК-Торг было внедрено более пяти цифровых продуктов и услуг, среди которых - сервисы по обоснованию начальной максимальной цены, по автоматизированному подбору поставщиков, серия сервисов под брендом «Цифровой помощник», аутсорсинг закупок и др. Все они разработаны под запросы рынка и востребованы у наших заказчиков. Другие площадки также активны в разработке и внедрении новых продуктов. Более того, если новый сервис показывает высокую эффективность на одной площадке, то и другие участники рынка стремятся внедрить у себя аналогичный инструмент. Поэтому этот процесс позволяет непрерывно совершенствоваться, что способствует развитию закупочной отрасли в целом».

Вместе с тем, отмечается в отчете, перечень предоставляемых заказчику сервисов не закреплен в нормативных правовых актах, определяющих порядок функционирования электронных площадок, а непосредственное использование таких инструментов заказчиками напрямую зависит от их работоспособности или фактического предоставления доступа операторами электронных площадок.  

В связи с этим предоставление новых сервисов и решений создает неравные условия в закупках и требует дальнейшего изучения вопросов взаимодействия операторов электронных площадок и участников закупок.

«Внедряя новые ИТ-решения, создавая новые сервисы, площадки выступают одним из локомотивов цифровизации и развития на рынке закупок, - отмечает Дмитрий Сытин. - Отсутствие жесткого государственного регулирования по созданию и предоставлению таких услуг позволяет оперативно мониторить рынок и реагировать на его потребности, непрерывно совершенствовать сервисы, что позволяет достигать позитивного эффекта как в части выполнения нормативов по достижению минимальной доли на рынке, так в части повышения эффективности работы заказчиков».

Полная «электронизация» государственных закупок началась в 2018 году со дня вступления в силу Федерального закона № 504‑ФЗ58, согласно которому все государственные заказчики, начиная с 2019 года, были обязаны проводить все закупки в электронной форме, за исключением отдельных случаев. В список утвержденных правительством РФ площадок для проведения госзакупок вошли восемь ЭТП: «ТЭК-Торг», ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом», ЭТП ГПБ.

В результате доля электронных процедур по итогам 2019 года составила порядка 95 %, что больше, чем в 2018 году на 24 % и больше, чем в 2014 году на 39 %. В 2019 году 99 % «бумажных» процедур составляли извещения с единственным поставщиком, обязанность по размещению в ЕИС которых в середине 2019 года была упразднена. Таким образом, в 2020 году доля электронных процедур составила 100 % от общего объема начальной (максимальной) цены контракта опубликованных извещений.

Согласно отчету, количество заявок на 1 лот с введением электронных процедур увеличилось в 1,3 раза с 2,5 в 2018 году до 3,2 в 2020 году. В 2019 году показатель экономии по ним по сравнению с 2018 годом снизился на 6,8 млрд рублей (–17,5 %) и составил 32,1 млрд рублей, а в 2020 году составил 46,2 млрд рублей.

Счетная палата обратила также внимание на то, что в настоящее время назрела потребность в разработке единой стратегии развития системы государственных закупок, которая позволит установить четкие критерии и показатели для оценки эффективности закупок.

назад к списку новостей Пресс-центр

Наши партнеры