23 октября 2020

Дмитрий Сытин выступил на круглом столе «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Генеральный директор Федеральной электронной площадки «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин принял участие в круглом столе «О ходе реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который прошел в онлайн-формате сегодня, 23 октября, в Совете Федерации. Участники встречи обсудили ход реализации нацпроекта, вопросы законодательного регулирования, а также текущее состояние и меры поддержки МСП в целях минимизации негативных экономических последствий, вызванных пандемией коронавирусной инфекции.

В мероприятии приняли участие член Комитета СФ по экономической политике, руководитель Рабочей группы при Комитете СФ по экономической политике по вопросам малого и среднего предпринимательства в РФ Владимир Кравченко, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов, сенаторы Иван Абрамов и Ирек Ялалов, генеральный директор АО «Корпорация МСП» Александр Браверман, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Дыбова, представители Министерства экономического развития, Министерства энергетики, Счетной палаты, РСПП, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», научного и экспертного сообщества.

Проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» был утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. В настоящее время в состав национального проекта входят 5 федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», «Популяризация предпринимательства».

Основными целями реализации проекта стали: увеличение к 2024 году численности занятых в секторе малого, среднего и индивидуального предпринимательства до 25 млн человек; рост их доли в валовом внутреннем продукте до 32,5%; повышение доли экспортеров из числа субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10%. Также нацпроект включает отдельные решения, направленные на увеличение льготного кредитования субъектов МСП по ставке не выше 8,5%, рост объема закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками, до 5 трлн рублей и др.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Владимир Кравченко подчеркнул, что на текущий момент заложенные в нацпроект показатели, являются низкими.

«Есть опасения, что плановые показатели не будут выполнены, - добавил Владимир Кравченко. - Ухудшение экономического климата, вызванное эпидемиолической ситуацией в мире, обострило важность реализации не только запланированных мероприятий, но и поиска новых способов поддержки и развития предпринимательства в стране, как уже действующих компаний, так и новых. Приоритетной становится поддержка самозанятых, индивидуального и мелкого предпринимательства. Эксперты видят источники экономического развития, прежде всего, в повышении эффективности использования бюджетных средств и инструментов, за счет опоры на человеческий капитал, инфраструктуру и инициативу бизнеса. В связи с этим представляется целесообразным актуализировать стратегию развития сектора МСП, а также оказывать поддержку самозанятым».

Константин Долгов отметил, что некоторые показатели в сфере МСП носят неконкретный и труднореализуемый характер и нуждаются в корректировке. По его мнению, субъектам малого бизнеса нужна дополнительная поддержка.

Заместитель Министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова сообщила: «На текущий момент зарегистрировано более миллиона самозанятых, что превышает показатели, которые были отражены в паспорте национального проекта. В рамках программы льготного кредитования под 8,5 процента заключено 12 тысяч соглашений на сумму 900 миллиардов рублей».

Генеральный директор АО «Корпорация МСП» Александр Браверман рассказал об основных направлениях деятельности корпорации. Одно из важных направлений – работа с самозанятыми. Он напомнил, что этой категории предоставлена возможность пользоваться всеми преференциями, которые имеет малый и средний бизнес – льготное кредитование, возможность льготной аренды, участия в закупках.

«В целом объем закупок крупнейших заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к октябрю 2020 года составил 2,48 трлн рублей, увеличившись за девять месяцев на 5,2% (121 млрд рублей) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», - добавил Александр Браверман.

Аудитор Счетной палаты Данила Шилков подчеркнул, что нацпроект так и не стал в полной мере стратегическим документом, отметив несогласованность его целевых ориентиров с параметрами Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года.

Согласно официальным данным Единого реестра субъектов МСП, с 10 октября 2019 года по 10 октября 2020 года в секторе малого (в том числе микропредприятия) и среднего предпринимательства количество сотрудников в организациях практически не менялось. Вместе с тем эксперты отметили значительное сокращение занятости в секторе МСП в данный период. Так, в марте 2020 года 29% компаний провели сокращения персонала, в июне - 20%, в августе –18%. В сентябре число компаний, сокративших своих сотрудников, возросло с 7 до 14% (по отношению к аналогичному периоду прошлого года). В октябре также отмечается рост сокращений, однако, несмотря на ухудшающуюся эпидемиологическую обстановку, данный показатель незначительно превышает средние значения аналогичных периодов последних 10 лет и составляет 22%.

В России за период с 1 августа 2019 года по 1 августа 2020 года было закрыто почти 1,1 млн субъектов МСП. В то же время, согласно проведенному исследованию, количество новых субъектов МСП составило 848,5 тыс. Таким образом, убыль предприятий малого и среднего бизнеса составила около 240 тыс. При этом рост количества новых субъектов МСП может быть обусловлен дроблением крупных предприятий на средний и малый бизнес, в целях получения поддержки от государства.

Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации отметила, что «ряд антикризисных мер, несомненно, помог бизнесу, что сказалось на росте численности занятых в сфере МСП, по данным Единого Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, опубликованным по состоянию на 10 августа текущего года. Вместе с тем, настораживает тот факт, что ранее установленный к достижению в 2024 году показатель в 25 млн человек занятых у субъектов МСП передвинут на 2030 год. Кроме того, из новой редакции Национального проекта исключен показатель «Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП», что является ключевым отражением вклада малого и среднего бизнеса в экономику, его развития и доходности».

В рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с МСП в первом полугодии 2020 года заключено договоров на общую сумму 1,88 трлн рублей. Согласно данным АО «Корпорация МСП», объем закупок крупнейших заказчиков у МСП в первом полугодии 2020 года составил 1,5 трлн рублей. Общая стоимость контрактов, заключенных по результатам осуществления закупок во втором квартале 2020 года в рамках реализации национального проекта МСП составила 302,6 млн рублей или 0,16% от общего объема контрактов, заключенных в рамках реализации всех национальных проектов.

Генеральный директор АО «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин обратил внимание участников дискуссии на вопросы, связанные с реализацией национального режима.

«В законодательстве есть такое понятие как «национальный режим», - отметил Дмитрий Сытин. - Если посмотреть внимательно на текущее законодательство и нормативно-правовые акты, то мы увидим, что нацрежим регулируется сейчас девятью нормативными актами, восемь из которых постановления Правительства, а один - приказ Минфина. Честно говоря, в этой системе разобраться крайне тяжело даже нам - профессиональным участникам отрасли. Возникают вопросы о применении не только у предпринимателей, но и у заказчиков.  Пересмотр законодательства в части нацрежима и его упрощение, позволит простому предпринимателю разобраться в том, какие инструменты он может использовать чтобы получить поддержку государства при продаже того, что он производит. Также важный пункт – подтверждение страны происхождения товара. Сейчас это, по сути, реестр, который ведется государственным органом. Эта многоступенчатая достаточно сложная и трудоемкая процедура. И третье направление - цифровая платформа, в рамках которой будет развиваться реестр производственных МСП в следующем году. Наша практика показывает, что просто так предприниматели не будут тратить силы на то, чтобы поддерживать актуальность этой информации. Нам нужно будет самим собирать цифровой профиль производителя, чтобы использовать эту систему для рекомендации или производственной кооперации. Мы предлагаем использовать рекомендации по участию в закупках для мотивации производителей поддерживать актуальный цифровой профиль своей компании».

В качестве решения спикер предложил использовать существующие наработки, а именно находящиеся в стадии реализации пилотные проекты с четырьмя регионами по формированию цифровых профилей местных производителей. «Мы понимаем, что производят местные региональные компании и готовы эту информацию отдавать для использования в рамках цифровой платформы», - добавил Дмитрий Сытин.

По итогам обсуждения будут подготовлены рекомендации с учетом высказанных предложений.

круглый стол

 

назад к списку новостей Пресс-центр

Наши партнеры