14 января 2022

CONNECT WIT: Развитие электронных торговых площадок сквозь призму конкуренции

Последние годы рынок электронных торговых площадок (ЭТП) демонстрирует значительный рост, при этом сами ЭТП конкурируют и по качеству предоставляемых услуг, и по количеству дополнительных сервисов. Значительная работа проводится операторами ЭТП в части поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, повышения уровня квалификации специалистов закупочных подразделений, как заказчиков, так и поставщиков. Очевидно, что отрасль активно развивается, а вместе с ней совершенствуются и электронные площадки. Эксперты выделяют три фактора, оказывающих влияние на развитие торговых площадок.

Ресурс для закупочных процедур

Электронная торговая площадка – это специализированная информационная система, технический ресурс, предоставляющий поставщикам легкий и удобный выход на закупочные процедуры крупных перспективных заказчиков. В электронной закупке всегда участвуют три стороны: заказчик (организатор), поставщик (участник) и оператор ЭТП.

На российском рынке существуют разные виды ЭТП. Закупки по Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в обязательном порядке проводятся исключительно с использованием отобранных Правительством федеральных электронных торговых площадок. Это восемь универсальных платформ: «ТЭК-Торг», «Российский аукционный дом», «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», Единая электронная торговая площадка, Электронная торговая площадка «Газпромбанка» и Агентство по государственному заказу Татарстана. Монополию на гособоронзаказ получила «Автоматизированная система торгов гособоронзаказа» (АСТ-ГОЗ), которая создана «Сбербанком» и «Ростехом».

Частные компании и компании с государственным участием, работающие по Федеральному закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», производят закупки через собственные («кэптивные») площадки или коммерческие ЭТП. Перечень площадок данной категории торгов по № 223-ФЗ не зафиксирован.

В настоящее время на развитие торговых площадок оказывают влияние следующие основные факторы: законодательное регулирование, цифровизация и развитие внутриотраслевой конкуренции.

Законодательное регулирование

Несмотря на то, что практически все ЭТП – коммерческие компании, они являются неотъемлемой частью государственной инфраструктуры проведения закупок и торгов по реализации. Основная тенденция, оказывающая влияние на развитие площадок из года в год, – изменения, происходящие на законодательном уровне. Перечислим основные.

Во-первых, в 2021 г. был принят пакет оптимизационных поправок, который качественно перестроил большинство закупочных процессов. Оптимизационный пакет вступает в действие с 1 января 2022 г., и нас ждут большие изменения в очень ограниченные сроки, которые потребуют значительных ресурсов от всех участников рынка. Сейчас и ЕИС, и ЭТП заняты активной подготовкой к внедрению этих изменений. Тем не менее очевидно, что процесс адаптации и стабилизации рынка будет проходить еще как минимум на протяжении первого квартала 2022 г. Участники отрасли будут анализировать ситуацию, искать пути безболезненного перехода к новым условиям, оперативно реагировать на возникающие проблемы, дорабатывать функциональные возможности.

Во-вторых, было внедрено электронное актирование. ЭТП уже сейчас активно занимаются подготовкой и обучением заказчиков по этому направлению. Вероятнее всего, в ближайшее время можно будет увидеть новые сервисы, которые позволят заказчикам и поставщикам упростить процесс приемки и создания электронных актов. Запрос на такие сервисы со стороны рынка очевиден.

В-третьих, началась унификация регулирования торгов по реализации имущества и прав. Пока непонятно, в какую сторону будет двигаться этот процесс и насколько будут унифицированы закупки. Часть рынка – в основном законодательная – считает, что нужны универсальные процедуры, другая – отраслевая – полагает, что нельзя применять одинаковые процедуры в столь разных отраслях, как, например, аренда лесных участков, аренда земли, продажа приватизационного имущества и т. д. Перечисленные тенденции в итоге будут выражаться в форме нормативных актов. На текущий момент трудно прогнозировать, будут это универсальные процедуры или с отраслевой спецификой.

В части торгов также происходят значительные изменения. Основное – это запуск новой платформы – государственной информационной системы ГИС «Торги», предназначенной для размещения информации о продаже государственного, регионального и муниципального имущества. ГИС «Торги» – цифровая экосистема для проведения торгов по продаже имущества, в которой будет доступна регистрация правообладателей, организаторов торгов и специализированных организаций.

На протяжении 2021 г. Федеральное казначейство занималось разработкой новой версии системы http://new.torgi.gov.ru. И сейчас совместно с операторами ЭТП ведомство готовится к ее запуску с 1 января 2022 г. в промышленную эксплуатацию. Это станет глобальным изменением в области государственных торгов, по сути, первым подходом к их упорядочиванию и повышению прозрачности.

В 2022 г. ожидается дальнейшее изменение законодательства в области торгов по реализации имущества и перевода разного вида торгов на новую унифицированную систему ГИС «Торги». Следовать за этими изменениями законодательства, расширять функционал, разрабатывать новые электронные сервисы – еще одна задача ЭТП на следующий год.

Скорее всего, в 2022 г. Государство также будет принимать меры для повышения эффективности реализации имущества. Сейчас, как правило, публикуя сообщения о реализуемых объектах, государство в пассивном режиме ожидает покупателей. Общепризнано, что эта модель неэффективна. В пассивном режиме выбираются только очень ликвидные лоты по невысокой цене.

Закрытость и низкая информированность сужают возможности реализации, поэтому один из важнейших вопросов – поиск инструментов для привлечения более широкого круга потенциальных покупателей, в том числе физических лиц.

На выставке «Госзаказ» в марте 2021 г. состоялся диалог с участием представителей «Росимущества», Федерального казначейства и электронных площадок. Отмечалась необходимость внедрения дополнительных маркетинговых инструментов для активного продвижения имущества на рынок.

Надеемся, что в 2022 г. последуют активные действия как государства, так и всего рынка. Площадки готовы заняться продвижением имущества на рынок, если будет найден соответствующий источник средств.

Цифровизация

Важный фактор, оказывающий влияние на развитие площадок, – цифровизация. Большие изменения происходят в области цифровых сервисов. Одно из самых значимых – принятие изменений к Закону об электронной подписи (№ 63-ФЗ), которые должны вступить в силу с 1 января 2022 г. Скорее всего, сроки будут немного сдвинуты, поскольку необходим определенный адаптационный период – подобные нововведения требуют перестройки всей экономики под новые правила. Тем не менее повсеместное распространение ЭП уже начало оказывать влияние на все сферы деятельности в нашей стране. Например, теперь, согласно новым правилам, четко разделяются подпись для генерального директора, которую будут выдавать Федеральная налоговая служба и ее доверенные удостоверяющие центры, и подписи для физических лиц, которые могут действовать от лица компании на основании доверенности.

Предыдущая модель была непрозрачной: не было регламентировано, каким образом сотрудник, не будучи единоличным и исполнительным органом со своей ЭП, мог действовать от лица компании. Сейчас между этими двумя ЭП появляется цифровая доверенность, которая фиксирует сроки и полномочия владельца доверенности, что строго прописано в № 63-ФЗ.

В 2021 г. ЭТП «ТЭК-Торг» приняла участие в пилотном проекте Федеральной налоговой службы по внедрению новой системы работы с машиночитаемыми доверенностями на основе цифровой платформы распределенного реестра блокчейн. Система показала свою работоспособность в разных областях применения, в том числе в закупках.

В наступающем году продолжится внедрение данной системы, а участники проекта ФНС уже сейчас предлагают своим клиентам использовать машиночитаемые доверенности. Этот функционал будет востребован как заказчиками, так и поставщиками, поскольку им станут доступны разнообразные сервисы: автоматизированная проверка сроков, доверенных лиц, на которых даны полномочия, и др. Пока еще не полностью оцифрован реестр полномочий - сегодня это, пожалуй, единственное, что клиентам нужно проверять вручную. Все остальные параметры можно проверить автоматически, что невозможно при использовании бумажных доверенностей.

Еще один востребованный бесплатный сервис – «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС, с помощью которого можно получать информацию о потенциальном бизнес-партнере. Пока для этого приходится вручную вводить ИНН, искать нужные данные. ФНС рассматривает возможность предоставления данных сервиса «Прозрачный бизнес» в цифровом виде, что позволит осуществлять подобные проверки автоматизированно в рамках своей информационной системы.

ФНС – признанный лидер в области цифровизации. Но курс на цифровизацию взяли и другие службы. Например, Торгово-промышленная палата Российской Федерации предоставляет возможность электронным способом проверить сертификаты СТ-1, а на сайте «Росздравнадзора» можно проверить выданные лицензии и регистрационные удостоверения. Площадки как флагманы цифровизации в области закупок будут использовать эти и все другие государственные сервисы по максимуму.

Что касается цифровизации непосредственно закупочного процесса, то участники рынка переводят все возможные формы документов, которые поставщику необходимо заполнять в заявке на закупку, в цифровой вид. Эта тенденция характерна и для документов, которые доступны из внешних достоверных источников, например выписка ЕГРЮЛ, бухгалтерский баланс и т. п.

Внутриотраслевая конкуренция

Третий фактор, обусловливающий современные тренды в развитии ЭТП, – высокий уровень конкуренции в отрасли, мотивирующий площадки развиваться и внедрять новые цифровые решения и сервисы.

Государство сделало важный шаг для повышения эффективности бизнеса в отрасли закупок, проведя дополнительный отбор площадок, работающих по № 44-ФЗ. До 2018 г. их было всего пять. После добавления еще трех уровень конкуренции на рынке значительно возрос, что существенно повлияло на развитие всей отрасли закупок.

И заказчики, и поставщики не могли не почувствовать позитивного эффекта от произошедших изменений. За это время участники рынка разработали и запустили огромное количество новых цифровых сервисов, провели сотни консультаций для заказчиков, организовали десятки различных мероприятий.

В 2022 г. актуальность этого тренда не только сохранится, но и повысится. Основные усилия будут направлены на уменьшение количества рутинных операций, таких как проверка, сверка, поиск и чтение документации, на цифровизацию закупочных процедур для повышения качества закупок.  Будут предлагаться сервисы, снижающие риски как для заказчиков, так и для поставщиков. Чем больше таких сервисов будет внедрено, тем меньше затрат (в том числе трудовых на обработку информации) понесут все стороны.

Как показывает практика, у поставщиков есть запрос на такие сервисы, как аналитика по рынкам и по конкурентам (в каких закупках участвуют конкуренты, где побеждают и т. д.), аналитика по комплементарным рыночным нишам. Имея в активе уникальные сервисы по сбору цифрового профиля поставщика и по аналитике рынка, можно объединить их в новый интересный продукт – комплексную систему аналитики для развития бизнеса. Общаясь с рынком поставщиков, мы видим такую потребность. Этот и другие сервисы вносят свой вклад в развитие бизнеса в России.

Источник: «CONNECT WIT 2021 №11-12» стр. 85-87

назад к списку новостей СМИ о нас

Наши партнеры