11 октября 2021

РБК Pro: Торг неуместен. Небезопасные эксперименты в сфере госзакупок

Почему заказчики идут на расторжение контракта и как поставщику избежать ошибок при работе с госзаказом рассказывает главный методолог федеральной электронной площадки «ТЭК-Торг» Василий Некрасов.

По данным ЕИС за 9 месяцев 2021 года в рамках Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» было заключено более 2,1 млн контрактов. Из них более 91 тыс. контрактов (4%) было расторгнуто. В 2020 году этот показатель был значительно выше: 21% расторжений за 9 месяцев при объеме закупок 2,3 млн. – результат влияния пандемии коронавируса.

Примечательно, что в 2021 году выросло число расторгаемых контрактов со стороны заказчика. Если за 9 месяцев 2020 года их было 0,07% от общего количества расторгнутых контрактов, то за аналогичный период 2021 года –уже 0,4%.

Чаще всего расторжение контракта стороной заказчика происходит из-за неисполнения или систематического нарушения поставщиком условий контракта: несоблюдения графика поставок, низкого качества или истекшего срока годности поставляемой продукции, нарушения технологий, фальсификации документов и т.д.

Крайне редко заказчик расторгает контракт, если несоответствие поставщика требованиям документации выявилось уже после заключения контракта или исполнитель перестал соответствовать условиям закупочной документации (например, лишился лицензии).

Согласно статистике расторжения контрактов, число недобросовестных участников закупок продолжает расти. Вне зависимости от того, является ли причиной нарушений злой умысел участников либо их легкомысленность, их действия или бездействия могут нанести прямой или косвенный ущерб государству, препятствуя получению им необходимых товаров, работ и услуг и выполнению своих функций.

Однако, следует заметить, что расторжение контракта заказчиком – не единственный вариант срыва закупки. Не редки случаи, когда по результатам проведенной закупки контракт вовсе не заключается. Речь идет не о том, когда закупка просто не привлекла ни одного поставщика. Часто встречаются случаи, когда участник закупки, признанный победителем, уклоняется от заключения контракта. К наиболее частым вариантам подобной ситуации относятся:

- Целенаправленный срыв закупки. Участник целенаправленно желал сорвать закупку, намеренно установив цену гораздо ниже реальной. Таких участников аукционов называют «таранщиками». Причины могут быть разные – от действий по заказу компании, не успевшей подать заявку, до откровенного шантажа заказчика или других участников.

- Отсутствие знаний о рыночной стоимости товаров. Победитель закупки не имел реального представления о стоимости товаров, необходимых заказчику, а имел цель победить. Информацию о цене товаров он получил уже на этапе заключения контракта, и выполнить эту поставку или работы он не может. Поставщик будет пытаться всячески отказаться от такого контракта.

- Невозможность получения банковской гарантии. Победитель закупки является организацией со слабой финансовой устойчивостью, что ограничивает его возможности получения банковской гарантии. А собственных финансовых средств на обеспечение исполнения контракта у него нет.

- Ошибки в оформлении заявки. Бывают случаи, когда свою роль сыграл "человеческий фактор": поставщик допустил ошибку– например, вместо цены контракта ошибочно указал размер НДС, – и его цена победила.

Объединяет все вышеперечисленные случаи неадекватно низкая цена, предлагаемая победителем, который оказывается не способным выполнить контракт на этих условиях.

 

Приведем нетипичный, но показательный пример из реальной практики госзакупок. Некий поставщик (N) зарегистрировался на электронной торговой площадке (ЭТП), нашел интересную закупку и подал заявку на участие. В ходе процедуры оказалось, что N – единственный участник закупки, заказчик признал его заявку полностью соответствующей своим требованиям и направил ему контракт для заключения.

Казалось бы, для новичка в сфере закупок это отличный результат. За исключением одного момента: N изначально не собирался выполнять контракт по итогам закупки. Он хотел всего лишь протестировать работу электронной площадки и изучить процедуру торгов.

Если бы к закупке присоединились другие участники или N допустил бы ошибку в документации, то его история на этом закончилась бы. Но он победил в торгах, и теперь ему придется выполнять условия контракта, для чего у него нет ни необходимого оборудования, ни компетенций.

Необходимо напомнить, что целью проведения закупок по 44-ФЗ является обеспечение нужд государства и граждан. Перед заказчиком не стоит задача просто потратить бюджетные средства: размещая закупку на площадке, он имеет конкретную потребность в указанных услугах поставщика. Со стороны заказчика была проведена необходимая работа, подготовлена документация, потрачено время, бюджетные деньги и т.д.

В результате необоснованного любопытства N заказчику придется проводить новую закупку, ведь потребность в товаре или услуге сохранилась. Ситуация усугубляется, если осуществлялась закупка жизненно важных товаров или услуг либо товаров/услуг, необходимых к конкретному сроку (продукты питания для школ, детских садов, больниц, оборудование для автомобилей скорой помощи, топливо для автомобилей МЧС и др.). Своими действиями N нарушил процесс закупочной деятельности заказчика и мог нанести ему серьезный ущерб.

Что грозит таким поставщикам?

Во-первых, Федеральный закон 44-ФЗ устанавливает, что, принимая участие в закупке, поставщик априори соглашается заключить контракт на условиях, которые указаны заказчиком в его закупочной документации и предложением в заявке самого поставщика. Более того, начиная с суммы контракта в 1 млн руб., такая заявка должна сопровождаться обеспечительным платежом. Если поставщик, победив в закупке, не заключит контракт в установленный срок, он потеряет сумму обеспечительного платежа: эти денежные средства останутся у государства и будут направлены на предусмотренные законодательством цели.

Во-вторых, информация о поставщике, признанном уклонившимся от заключения контракта, вносится ФАС России в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). В результате в течение двух лет с момента внесения данных в Реестр этот поставщик не сможет принимать участия в других конкурентных закупках, что, безусловно, отразится на его бизнесе. Он все еще сможет заключать контракт напрямую с заказчиком, но суммы таких контрактов будут существенно ниже.

В-третьих, если поставщик все же рискнет и заключит контракт, но не сможет его выполнить, ему придется заплатить штраф. Контракт, который не исполняется, в любом случае будет расторгнут – либо по решению суда, либо в одностороннем порядке заказчиком, – что опять приведет поставщика в РНП.

Поставщик сможет избежать потери обеспечительного платежа, включения в РНП и штрафов, только если окажется способен доказательно обосновать сотрудникам ФАС объективную невозможность заключения контракта в установленный законом срок и отсутствие злонамеренного умысла в уклонении от его подписания.

Для ранее упомянутого поставщика N ситуация – практически безвыходная. Ему остается надеяться только на человеческий фактор: если он официально признает свою вину, то, возможно, заказчик согласится сразу после подписания контракта расторгнуть его по соглашению сторон без применения карательных мер. Но рассчитывать придется только на добрую волю заказчика: помимо тех временных, финансовых и иных убытков, которые заказчик уже понес из-за срыва контракта, он будет вынужден проводить повторную закупку, ведь потребность в предмете данного контракта сохранилась.

Как избежать подобных ситуаций начинающим поставщикам?

Чтобы не попасть в подобное положение, поставщикам, выходящим на рынок госзаказа, необходимо заранее изучить процедуры проведения закупок, получить информацию о последствиях невыполнения или просрочки контракта, ответственности и рисках сторон. Это можно сделать на базе высших учебных заведений, либо с помощью различных онлайн-платформ, привлекающих к созданию курсов экспертов в области госзакупок, либо на электронных торговых площадках.

Такое обучение широко варьирует по условиям проведения, продолжительности, содержанию программы и стоимости и может быть даже бесплатным. Вузы ориентированы на обеспечение глубоких теоретических знаний, коммерческие учебные центры делают акцент на практические занятия, хорошо зная, что нужно поставщикам для успешного участия в закупке. При обучении на ЭТП слушатель также получает доступ на тестовую версию ЭТП, чтобы потренироваться изнутри и впоследствии избегать ситуаций, описанных выше.

Кроме того, неопытным поставщикам лучше начинать работу на рынке госзаказа с магазина закупок малого объема: это позволит попробовать себя в этой сфере и создать себе нужную репутацию. Сегодня в России работает много региональных и федеральных электронных магазинов. По сути, это бесплатный электронный сервис для повышения эффективности и прозрачности проведения небольших заказов, который может использоваться вне зависимости от уровня заказчика, федерального субъекта РФ, муниципального или уровня отдельной организации. На платформе электронного магазина заказчики по 44-ФЗ могут выбрать неконкурентный способ определения поставщика и провести закупку у единственного поставщика, если начальная максимальная цена контракта не превышает 600 тыс. руб.

Когда исполнитель получит необходимые знания, отработает все процессы на практике на малых закупках и хорошо зарекомендует себя в этом сегменте, его выход на конкурентные процедуры пройдет легко и безболезненно.

Источник: РБК Pro

назад к списку новостей СМИ о нас

Наши партнеры