16 июня 2021

КОММЕРСАНТЪ: Дмитрий Сытин «Поддержка поставщиков повысит эффективность закупок в регионе»

Генеральный директор ЭТП «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин – о помощи бизнесу и новых тенденциях на тендерном рынке

Согласно принятой в Прикамье стратегии развития малого и среднего предпринимательства, до 2030 года число жителей региона, занятых в сфере МСП, должно увеличиться с 326 тыс. человек до 435 тыс. Однако сейчас в крае наблюдается снижение количества малых и средних предприятий. По данным Единого реестра субъектов МСП, на 10 мая в Пермском крае было зарегистрировано 95,8 тыс. юрлиц и ИП, попадающих в эту категорию, в аналогичный период прошлого года их было 103,7 тыс. Одним из инструментов поддержки МСП в регионе стала недавно запущенная программа поддержки бизнеса, разработанная федеральной электронной площадкой «ТЭК-Торг». О целях и основных мероприятиях программы рассказал генеральный директор АО «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин.

Интервью

 

– В мае федеральная электронная площадка «ТЭК-Торг» запустила программу комплексной поддержки бизнеса в регионе. Какова цель программы? Какие мероприятия в нее входят?

– Основная цель программы – поддержать предпринимателей Пермского края, сделать участие в закупках для них проще, быстрее и дешевле. В итоге это повысит эффективность закупок в регионе в целом.

Одним из компонентов программы является комплекс обучающих мероприятий для поставщиков и заказчиков, на которых мы разъясняем изменения в законодательстве, рассказываем о наиболее эффективных способах использования электронной площадки и предоставляем возможность задать вопросы нашим экспертам и экспертам рынка.

Кроме того, мы разработали дистанционный бесплатный обучающий курс для предпринимателей, что упростит поставщикам участие в госзакупках и снимет возможные барьеры.

Также мы запустили бесплатную ускоренную аккредитацию по постановлению Правительства РФ №99 для поставщиков Пермского края, которые участвуют в закупках на выполнение строительных работ. Теперь пройти эту процедуру можно не за пять дней, а в течение суток.

В программе предусмотрена также финансовая поддержка бизнеса. Вместе с банками-партнерами мы подготовили специальные акции для предпринимателей. В частности, на исполнение крупных контрактов можно получить гарантию под 1,5%, кредит на исполнение контракта – под 5,5%. Такие финансовые условия должны снизить нагрузку на предпринимателей, участвующих в закупках.

– Виден ли уже эффект от реализации программы?

– С запуска программы прошло меньше месяца, поэтому полноценно оценить влияние можно будет чуть позже. Промежуточные итоги подведем в конце июня, до конца третьего квартала завершим первый этап программы. Тогда посмотрим, какой эффект оказали все ее мероприятия, и примем решение, как ее реструктурировать и продолжить дальше.

Мы рассчитываем на долгосрочное партнерство с регионом. Это наш вклад в развитие предпринимательства Пермского края. Край обладает большим потенциалом, и мы хотим, чтобы бизнесмены Прикамья участвовали не только в краевых закупках, но и в тендерах как минимум соседних регионов. Продвижение продукции региональных производителей является одним из приоритетных направлений нашей стратегии.

– Вы отметили потенциал региона. Весной этого года в Прикамье впервые в России прошли электронные торги вторичным сырьем. Как оцениваете этот опыт? Насколько перспективна реализация данной продукции?

– Перспективы на самом деле большие. Такие торги будут развиваться вместе с развитием отрасли переработки вторичного сырья в стране. Пока Россия еще в самом начале пути. Мы решили быть у истоков этого тренда, и Пермский край тоже захотел стать пионером. Сейчас мы поставили реализацию макулатуры и пластика уже на регулярную основу, торги будут проводиться ежемесячно.

Мы развиваем не только продажу, но и закупки вторичного сырья. Запускаем пилотный проект с ЦБК «Кама». Комбинат будет закупать макулатуру, которую сможет использовать для производства собственной продукции. Мы рассчитываем, что это позволит расширить спектр поставщиков сырья для ЦБК и тем самым простимулировать предприятия, которые занимаются сбором макулатуры.

– За последний год экономика претерпела серьезные изменения. Дмитрий Анатольевич, расскажите, трансформировалась ли под влиянием пандемии сфера закупок и в какую сторону?

– В прошлом году произошли существенные изменения как в структуре закупок, так и в их объеме. В целом по стране мы увидели снижение общего объема закупок примерно на 15–20%. Падение наблюдалось в строительной сфере, в медицине. В то же время произошел рост процедур в сфере ИТ. Все это объяснимо: стройка на время приостановилась, медицинские конкурентные закупки были переведены в закупки у единственного поставщика, а количество ИТ-закупок увеличилось в связи с массовым переходом заказчиков на дистанционную работу и приобретением соответствующего оборудования и программного обеспечения.

Мы старались их поддерживать в этом: предоставили в бесплатное пользование коммуникационные ресурсы для проведения онлайн-конференций и совещаний, организовали возможность удаленного подписания протоколов, договоров, оцифровки документов. Уже в конце лета прошлого года ситуация выровнялась, и заказчики продолжили закупочные процедуры в обычном темпе, но в режиме удаленной работы. Сегодня все процессы отлажены, и даже если заказчик работает «на удаленке» или в комбинированном режиме, это никак не влияет на проведение закупок.

– Развитие каких технологий или направлений вы считаете приоритетным в ближайшее время?

– Я вижу несколько тенденций. Во-первых, курс на упрощение и сокращение сроков закупочных процедур, в том числе на законодательном уровне.

Во-вторых, мы видим тенденцию на цифровизацию и переход от бумажных документов и сканов к оцифровке заявок, договоров, требований к закупке, аукционной и бухгалтерской документации и так далее. Полагаю, что в ближайшие пару лет очень большая доля закупок перейдет именно в цифровой вид.

Востребованы на рынке сервисы для оценки контрагентов и партнеров, а также для расчета и оценки начальных цен. Такие сервисы опять же существенно упрощают и удешевляют закупочные процедуры.

Еще одно направление – внедрение инструментов, работающих на принципах маркетплейсов для закупок. Вообще такие инструменты существуют уже давно. Если ранее таким образом проводились закупки только малого объема, то недавно на такой способ закупки обратили внимание и регуляторы.

Также, хоть и не очень быстро, но набирает популярность направление по аутсорсингу закупок. Компании вверяют организацию торгов специализированным организациям, у которых отстроены и автоматизированы все процессы. Так торги проходят быстрее, а заказчики избавляются от выполнения рутинных операций и лишних затрат. Разумеется, я не верю, что 100% закупок отойдут на аутсорсинг. Но тем не менее, эта тенденция приживется в России, потому что сейчас это общемировой тренд и эффективность закупок благодаря этому значительно повышается.

Источник: Коммерсантъ

назад к списку новостей СМИ о нас

Наши партнеры